Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 5» г. Горнозаводска
(МАДОУ «Детский сад № 5» г. Горнозаводска)
Согласовано:
педагогическим
советом
(протокол от
08.09.2021г. № 1)
Документ подписан
Электронной подписью
сертификат №
55281eff36172c049a72e0a7f09cd4f8202d742a,
Владелец Сидорова Татьяна Валентиновна
(заведующий МАДОУ «Детский сад № 5» г.
Горнозаводска
действителен с 23.10.2020г. по 23.01.2022г.
Утверждаю:
Заведующий
МАДОУ
«Детский сад № 5» г.
Горнозаводска
Т.В. Сидорова
Согласовано: с учетом
мнения Совета
родителей (законных
представителей)
Протокол от
10.09.2021 № 1
Положение
об индивидуальном учете результатов освоения воспитанниками
Основной образовательной программы
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 5» г. Горнозаводска
Горнозаводск, 2021г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об индивидуальном учете результатов освоения
воспитанниками основной образовательной программы Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» г. Горнозаводска (далее –
положение, соответственно - Учреждение) регулирует порядок индивидуального учета
результатов освоения воспитанниками образовательной программы (далее по тексту ООП
ДОУ, АООП ДОУ), а также хранения в архивах информации об этих результатах на
бумажных и (или) электронных носителях.
1.2. Положение разработано с целью определения порядка проведения процедуры
индивидуального учета результатов освоения воспитанниками ООП ДО, АООП ДО.
1.3. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативноправовыми актами:
1.3.1. С нормативными правовыми актами федерального уровня:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») (п.11
ч.3 ст.28) с изменениями от 02.07.2021 г.;
Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Приказом министерства Просвещения Российской Федерации от 15.05.2020 № 236 «Об
утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного
образования» (с изм. от 08.09. 2020 года № 471).
1.3.2. C документами Учреждения:
Уставом учреждения;
Основной образовательной программой Учреждения/Адаптированной основной
образовательной программой.
1.4. Порядок осуществления индивидуального учета результатов освоения обучающимися
образовательных программ (далее по тексту – мониторинг педагогического процесса)
представляет собой систему организации сбора, обработки, хранения и использования
информации об организации образовательной деятельности с воспитанниками или
отдельных ее направлений, а также об удовлетворении образовательных потребностей
родителей (законных представителей) воспитанников.
1.5. Мониторинг педагогического процесса – это постоянное целевое направление,
систематическое отслеживание качества образовательной деятельности, диагностика его
состояния на базе систематизации существующих источников информации, специально
организованных исследований и измерений.
1.6. Мониторинг педагогического процесса обеспечивает эффективность образовательной
деятельности, позволяет судить о состоянии объекта или процесса в любой момент
времени.
1.7. Настоящее Положение определяет назначение, цели и задачи, примерное содержание и
способы осуществления педагогической диагностики.
1.8. Срок действия настоящего Порядка не ограничен. Данный Порядок действует до
принятия нового.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
2.1. Цель мониторинга педагогического процесса – определение степени освоения
ребенком ООП ДО / АООП ДО и влияние образовательного процесса, организуемого в
дошкольном учреждении на развитие детей дошкольного возраста.
2.2. Для достижения поставленной цели в ходе мониторинга педагогического процесса
решаются следующие задачи:
Организация наблюдений и измерений, получение достоверной и объективной
информации об условиях, организации, содержании и результатах деятельности в
образовательном учреждении.
Систематизация информации, повышение ее оперативности и доступности.
Совершенствование технологий информационно-аналитической деятельности.
Координация деятельности всех субъектов образовательного процесса в образовательном
учреждении.
Обеспечение администрации образовательного учреждения, родителей (законных
представителей) и заинтересованных лиц общественно значимой информацией,
получаемой при осуществлении мониторинг педагогического процесса.
Оценивание степени продвижения воспитанников в освоении образовательной
программы.
Выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Составление, при необходимости, индивидуального маршрута образовательной работы
для максимального развития детской личности.
3. ФУНКЦИИ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
3.1. Информационная:
• возможность получать обратную связь (определить эффективность педагогического
процесса);
• возможность выявлять проблемы в освоении воспитанником образовательной программы.
3.2. Стимулирующая:
• повышение профессиональной компетентности;
• побуждение педагогов к проведению самоанализа своего труда.
3.3. Коррекционная:
обеспечение коррекции нарушений развития и социальной адаптации
воспитанников.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
Мониторинг включает в себя следующие направления и виды:
4.1. Адаптация детей к условиям ДОУ (группа раннего и дошкольного возраста).
4.2. Мониторинг качества образовательного процесса в дошкольном возрасте (входящий,
итоговый) осуществляется через отслеживание результатов освоения ООП ДО/АООП ДО.
4.3. Диагностика уровня речевого развития детей ДОУ от пяти до семи лет для дальнейшего
направления на ПМПК.
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА
5.1. Мониторинг качества организации образовательной деятельности и детского развития
осуществляется в течение времени пребывания ребенка в ДОУ, определённым Уставом (с
07.00. до 19.00 часов, исключая время, отведенное на сон). Это деятельность в утренние
часы, вечернее время.
5.2. Мониторинг детского развития осуществляется в соответствии с утвержденным
календарным планом – графиком.
5.3. Мониторинг качества образовательного процесса (итоговые результаты, детского
развития (итоговые результаты) осуществляется один раз в конце учебного года.
5.4. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программ и
оценить уровень развития детей, используются: наблюдения за детьми, изучение продуктов
детской деятельности (рисунков, лепки, аппликаций, несложные эксперименты, отдельные
поручения ребенку, проведение дидактических игр, бесед).
5.5. Форма организации обследования:
• непрерывная образовательная деятельность,
• совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных
областей;
• свободная самостоятельная деятельность.
5.6. Оценка индивидуального развития воспитанников осуществляется учителем логопедом, педагогом - психологом, музыкальным руководителем, инструктором по
физической культуре, воспитателями всех возрастных групп 3 раза в год (сентябрь, январь,
май). В первом случае она помогает выявить начальные знания, умения и навыки ребенка,
во втором и третьем случае– наличие динамики развития дошкольника. Методологическая
основа мониторинга качества образовательного процесса (оценки индивидуального
развития) обеспечивается на основе комплекса диагностических заданий и карт, которые
сформированы для оперативного диагностирования степени овладения программным
содержанием отдельными детьми и группой в целом.
5.7. Инструментарий для мониторинга качества образовательного процесса – карты
наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и
перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и
поддерживания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, и
лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной
активности);
• художественной деятельности;
• физического развития.
5.8. Результаты мониторинга качества образовательного процесса могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
• индивидуализации образования (для построения образовательной траектории ребенка или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
• оптимизации работы с группой детей. В ходе деятельности педагоги могут создавать
диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику ребенка и
скорректировать свои действия.
5.8.1. Результаты мониторинга качества образовательного процесса используются для
планирования деятельности педагогов с воспитанниками и предоставляются
воспитателями возрастных групп и специалистами заместителю заведующего по ВМР. В
конце года проводится сравнительный анализ усвоения детьми программного материала и
на основе этого анализа определяются перспективы деятельности образовательного
учреждения на следующий учебный год.
6. КОНТРОЛЬ
6.1. Контроль за проведением мониторинга образовательной деятельности и детского
развития осуществляет заместитель заведующего по ВМР посредством следующих форм:
• проведение текущего контроля;
• организацию тематического контроля;
• проведение оперативного контроля;
• посещение непрерывной образовательной деятельности;
• организацию режимных моментов и других видов детской деятельности;
• проверку документации педагогов.
7. ФУНКЦИИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО МОНИТОРИНГ
КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
7.1. Педагогический мониторинг в ДОУ осуществляют педагогические работники в
соответствии с должностными инструкциями:
• применение различных технологий и методик диагностирования воспитанников,
рекомендованных к использованию в работе с детьми дошкольного возраста;
• подготовка к проведению мониторинга, при необходимости консультация с узкими
специалистами соответствующего профиля;
• запрос информации у сотрудников ДОУ и родителей в соответствии с целью обследования
воспитанников;
• оказание или организация методической помощи сотрудникам ДОУ в реализации
предложений и рекомендаций по итогам мониторинга.
7.2. К компетенции педагогов относится индивидуальный учет результатов освоения
воспитанниками ООП ДО, АООП ДО, а также хранение в архивах информации об этих
результатах на бумажных и электронных носителях.
7.3. Индивидуальный учет результатов освоения воспитанниками образовательных
программ осуществляется для каждого воспитанника ДОУ.
7.4. Форма фиксационной карты принимается на педагогическом совете.
7.5. Фиксационная карта оформляется в соответствии с утвержденной формой.
7.6. В фиксационной карте отражаются результаты усвоение образовательной программы
каждым ребенком возрастной группы.
7.8. Данные фиксационной карты используются педагогами для оптимизации работы с
детьми, (планирования индивидуальной работы, построения индивидуальной траектории
их развития).
8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
8.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг, несет
ответственность за:
• тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
• качественную подготовку к проведению мониторинга;
• ознакомление с итогами обследования воспитанников соответствующих должностных
лиц (в рамках их должностных полномочий, а также родителей (законных представителей)
ребенка;
• соблюдение конфиденциальности;
• своевременность проведения диагностических мероприятий;
• качество проведения обследования воспитанников;
• доказательность выводов по итогам мониторинга воспитанников;
• оформление соответствующей документации по итогам проведения мониторинга.
8.2. Воспитатели групп обязаны:
• ежегодно заполнять на свою возрастную группу фиксационные карты развития детей;
• проводить мониторинг освоения воспитанниками ООП ДО /АООП ДО в мае текущего
учебного периода;
• заполнять сводные листы мониторинга освоения ООП ДО/АООП ДО по возрастной
группе на конец учебного года и передавать их заместителю заведующего по ВМР для
оформления результатов мониторинга воспитанников ОУ;
• хранить данные по каждому ребенку в архиве учреждения на протяжении всего периода
пребывания воспитанника в ОУ;
• обеспечить возможность родителям (законным представителям) знакомится с ходом и
содержанием диагностической деятельности, а также (в индивидуальном порядке) с
результатами усвоения воспитанником образовательной программы;
• ежегодно предоставлять отчет на итоговый педсовет об усвоении детьми ООП ДО/АООП
ДО;
• на основании результатов мониторинга составлять характеристики на воспитанников
возрастной группы на конец учебного года.
8.3. Педагог - психолог обязан:
• корректировать, на основе мониторинга, рекомендаций ПМПК, отклонения в
интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах воспитанников;
• оказывать помощь воспитателям в проектировании индивидуальной траектории развития
ребенка.
8.4. Учитель-логопед обязан:
• проводить мониторинг состояния речи воспитанников ДОУ;
• оказывать помощь педагогам в организации индивидуальной работы по речевому
развитию дошкольников;
• при необходимости направлять детей на ПМПК.
8.5. Инструктор по физической культуре обязан:
• проводить анализ качественных показателей детей по образовательной области
«Физическое развитие»;
• оказывать помощь педагогам в организации индивидуальной работы по физическому
развитию.
8.6. Музыкальный руководитель обязан:
• проводить мониторинг освоения ребенком основных показателей раздела «Музыкальная
деятельность» в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»;
• оказывать помощь педагогам в организации индивидуальной работы по музыкальному
развитию дошкольников.
8.7. Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательного процесса
ОУ.
9. ОТЧЕТНОСТЬ
9.1. Педагоги заносят результаты наблюдений в фиксационные карты по освоению
образовательных областей, ведут карты индивидуального развития воспитанников,
разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут (при необходимости).
В конце года, по результатам проведенных диагностических процедур, сдают
сравнительный анализ с выводами и рекомендациями, заместителю заведующего по ВМР,
который обобщает представленные материалы, делает вывод, определяет рекомендации
стратегического плана, фиксирует в справке, зачитывает данные на итоговом
педагогическом совете ОУ.
9.2. Родители (законные представители) имеют право знакомиться с индивидуальными
результатами усвоения образовательной программы только своего ребенка.
9.3. Диагностический инструментарий, диагностические карты для проведения
диагностических и оценочных процедур, хранятся в группе ОУ, обновляются по мере
необходимости.
9.4. Результаты диагностических и оценочных процедур хранятся в каждой возрастной
группе и у специалистов.
9.5. Обобщенные результаты диагностических и оценочных процедур хранятся у
заместителю заведующего по ВМР.
9.6. Сводные листы диагностики по возрастным группам хранятся в бумажном и
электронном виде в группе и методическом кабинете в течение трёх лет.